Один из самых сложных моментов, когда выступаешь в качестве поставщика услуг или производителя, — это работа с требованиями заказчика или подготовка технического задания. Несколько недель уходит на различные согласования, создание прототипов, поиск компромиссов между желаниями и возможностями реализации… И вот миг триумфа — техническое задание согласовано, подписано и отдается в работу, осталось взять и сделать.
Кажется, что все сложное уже позади и видна дата сдачи проекта. Но где-то в самом разгаре процесса заказчик приходит и говорит:
А переделок столько, что хватит на новый проект.
Как быть? Как реагировать на эти дополнительные требования? Для себя мы давно выработали ряд простых правил, что делать в такой ситуации. И хотим поделиться ими с нашими будущими заказчиками, чтобы сразу исключить возможное недопонимание в будущем.
«Хотелки» бывают разные — полезные и опасные
Сразу хочется обозначить — мы отлично понимаем, что в ходе любой работы могут возникать пожелания, отличающиеся от ранее согласованных. Мы никогда не воспринимаем техническое задание как догму и всегда готовы пойти навстречу заказчику, если это возможно.
По сути требования можно разделить на две группы:
- Новый функционал полностью заменяет старый, его реализация занимает примерно одинаковое время с согласованным, к которому еще не приступали. В данном случае никаких препятствий, нет смысла упираться в ТЗ — сделаем.
- Пожелания затрагивают уже сделанный функционал. Тут ситуация сложнее. В данном случае надо понимать, что вся работа стоит денег. Если функционал уже сделан, то деньги на него потрачены. Переделывать — значит увеличивать срок разработки сайта, тратить время специалистов. Мы готовы идти навстречу, но в разумных пределах — у нас в договоре есть такой пункт:
Допускается внесение изменений в техническое задание, если трудозатраты (количество нормо-часов, требуемых на реализацию изменений) суммарно не превышают 5% от общих трудозатрат (суммарного количества нормо-часов по договору).
Увлекательная математика
Много или мало эти 5%? Давайте посмотрим — стандартная смета на реализацию интернет-магазина предусматривает временные затраты в размере 340 нормо-часов.
5% — это 17 часов, два полноценных рабочих дня.
И для разовой правки какого-то функционала этого временного интервала более чем достаточно.
Что делать, если планируемые изменения значительно превышают 5%? Тут наша позиция следующая — любой труд должен быть оплачен. Т. е. за эти работы мы возьмем деньги.
Побудем кэпами: техническое задание — это документ, закрепляющий список «хотелок» заказчика и согласие компании-подрядчика реализовать его.
В процессе его подготовки мы долго и плотно общаемся, предоставляем прототип интерфейсов, в котором вы можете даже попробовать, как будет работать ваш сайт.
О том, что такое прототип и почему он так важен: «Прототип — фундамент успешного сайта».
А еще мы рисуем дизайн, который визуализирует функционал. На всех этих этапах уйма времени все ещё раз обдумать и прийти к окончательному решению, каким должен быть сайт.
«Поколение Z: каким должен быть современный сайт».
Кое-что из мира психологии
Как же так получается, что заказчику все равно хочется внести изменения, даже когда все уже согласовано и подписано? На наш взгляд этому есть две причины.
Причина первая — идеализация результата
Надо понимать (и мы понимаем): когда заказчик платит деньги, он ожидает, что результат будет идеален для него во всех отношениях. И в попытках довести проект до совершенства, люди готовы насытить свой сайт огромным количеством фишек.
Если бы не сроки запуска и бюджет, сайт можно было бы создавать вечно.
Увидели на сайте магазина овощей возможность кидаться помидорами — класс! И ничего страшного, что у вас корпоративный портал механического завода.
А ещё мы используем фирменный стиль. Узнайте, зачем он нужен.
Исполнитель пишет код, периодически рапортуя о выполненном, а заказчик, привыкший к кипучей совместной деятельности, остается тет-а-тет с кучей свободного времени. Чем бы его продуктивно занять? Правильно, вернуться к исходной точке и начать размышлять, каким все же должен быть сайт и не упущено ли что-то на этапе подготовки прототипа.Так как быть? Мы всегда советуем нашим клиентам — не надо суеты. Мы с вами провели большую работу и прежде, чем что-то менять, давайте сделаем и посмотрим на конечный результат. Опробуем его на ваших клиентах, и мы уверены в 99,9% случаев — наша работа не прошла впустую! Результат будет и отличный.
Вы знаете ваших клиентов, мы знаем свою работу. Мы четко все спланировали, и наш совместный труд не пропадет!
Надеемся, что этой статьей мы сняли с вас часть сомнений и прояснили принципы, по которым мы работаем. Приятной нам совместной работы и чёткого ТЗ!