Автор: Людмила Завьялова, руководитель проектов интернет-агентства «Технологии успеха»
У каждого есть аккаунт в соцсетях. Там мы общаемся с друзьями, следим за жизнью звезд, читаем новости, бывает даже, что продаем и покупаем какие-либо вещи. Для развития бизнеса — это отличная возможность найти своего клиента. Так и появилось SMM (Social Media Marketing), что в переводе означает «маркетинг в социальных сетях».
Если вы сами маркетолог, то, скорее всего, ваш руководитель думает, что вы и будете заниматься SMM. Но на самом деле все не так просто. Чтобы SMM работало в качестве бизнес-инструмента, необходимо не только разбираться в нем, но и уделять значительное количество времени и усилий. Работа вполсилы никакого результата не даст!
Из чего состоит SMM
Задача по осуществлению маркетинга в социальных сетях состоит из нескольких этапов:
- Выбор площадки для создания аккаунта (VK, Instagram, YouTube, Twitter, Facebook).
- Оформления группы или страницы в соцсети.
- Разработка контент-маркетинговой стратегии (цель, целевая аудитория, вид контента).
- Подбор площадок для рекламного посева.
- Написание и размещение постов, поиск качественных изображений или фото.
- Создание рекламного кабинета, настройка и ведение таргетированной рекламы для продвижения групп.
- Анализ статистики, KPI, воронка продаж.
Каждый этап взаимосвязан и имеет ключевое значение для маркетинга — нельзя просто так взять и выбросить часть работ!
Что SMM действительно дает бизнесу
Все зависит от типа бизнеса, его продукта, эластичности спроса, длительности цикла сделки. Все как везде, за исключением некоторых особенностей.
SMM дает:
- информирование клиентов;
- оперативную обратную связь;
- управление репутацией;
- увеличение лояльности клиентов и целевой аудитории;
- привлечение посетителей на сайт компании;
- наращивание и подготовку клиентской базы к дальнейшему взаимодействию;
- лидогенерацию.
Обратите внимание, что лидогенерация находится в самом конце. Люди приходят в социальные сети не за покупками, а за общением, отдыхом и развлечениями. Поэтому не каждый товар или услуга могут подойти для продвижения в соцсетях, да и подача должна быть соответствующей.
Прежде чем окунуться в SMM, нужно трезво оценить: «А принесет ли это новых клиентов моему бизнесу?». Иначе вы можете потратить кучу времени, денег и сил на развитие группы, а в итоге останетесь без заказов.
Кому доверить SMM: искать пророка среди своих или позвать со стороны
Маркетингом в соцсетях может заниматься как ваш сотрудник, так и привлеченный специалист или агентство. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Ведение внутри компании:
+ |
Быстрое реагирование на новости, фотографии и прямые трансляции с места событий. |
+ |
Легкая коммуникация SMM-щика с коллективом и руководством. |
+ |
Быстрая коррекция курса. |
+ |
Моментальная обратная связь с доступом ко всем специалистам компании. |
- |
Поиск грамотного сотрудника в штат. |
- |
Обеспечение постоянного развития специалиста — он не должен просто «вариться» в проекте. |
Привлечение внешнего исполнителя:
+ |
Наличие опыта и навыков. |
+ |
Постоянное обучение и обмен опытом с другими проектами. |
+ |
Налаженные и выстроенные процессы. |
+ |
Вовлечение узких специалистов — копирайтера, дизайнера, таргетолога. |
- |
Долгое обеспечение обратной связи пользователям социальной сети. |
- |
Необходимость в глубоком понимании бизнеса — многие исполнители не прилагают к этому достаточных усилий. |
Никто, кроме вас, не знает ваш бизнес от и до. Решение о том, кому вести SMM, должно быть продиктовано рациональностью и практичностью.
Прежде чем принимать это решение, подумайте: сможет ли удаленный специалист грамотно представить вашу компанию в соцсетях? Или обладает ваш сотрудник всеми необходимыми компетенциями?
SMM или реклама. Реклама или SMM
Не стоит путать маркетинг в социальных сетях с рекламой. Таргет — хоть и часть SMM, но может использоваться отдельно для прямой рекламы товаров и услуг. Многие уверены, что на SMM можно не тратить деньги и обойтись без рекламы. Но без нее не получить нужных темпов развития, какой бы интересный контент ни был!
Представьте, что вам необходимо вести группу автосервиса в VK. Вы создали и оформили группу, начали писать и размещать посты, разослали друзьям и знакомым приглашение. Прошел месяц... Вы использовали все маркетинговые штучки и даже сделали акцию. В итоге времени затрачено много, подписчиков и лайков — наоборот мало, а заявок нет вообще.
«Почему?» — спросите вы. — «Все ведь сделало верно: акцию запустили, тексты написали, конкурентов проанализировали, а успешного SMM все равно нет!».
Потому что без рекламы не обойтись! Чтобы о вашей группе узнали, одних постов недостаточно, нужно запустить рекламу, которая будет нацелена на аудиторию. Например, таргет — проще показать свой продукт тем людям, которые уже в нем заинтересованы, и получить заявки.
Настроить таргетированную рекламу можно по-разному. Главное, определиться, что вы хотите: вступлений в группу / страницу, звонков, онлайн-заказов, продаж. И второе, куда вести заинтересованных пользователей: на страницу / группу в соцсетях или непосредственно на сайт. Здесь также есть свои плюсы и минусы.
Настройка рекламы в группу / страницу в соцсетях:
+ |
Увеличение количества подписчиков. |
+ |
Повышение узнаваемости бренда. |
- |
Для совершения покупки пользователя нужно «подогреть» и убедить. |
Переходы на сайт:
+ |
Увеличение посещаемости. |
+ |
Улучшение ранжирования сайта. |
+ |
Повышение узнаваемости бренда. |
+ |
Получение заявок с сайта. |
- |
Отсутствие роста подписчиков группы. |
- |
Низкая эффективность прямой рекламы сайта. |
Для определения работающего варианта можно протестировать оба вида настройки и посмотреть, что зайдет лучше.
SMM — дело интересное. С помощью соцсетей вы сможете реализовать море задач: найти свою аудиторию, общаться с ней, тестировать самые необычные подходы в рекламе, а также запускать акции и флешмобы, публиковать и распространять вирусные посты!
И если удастся «приручить» SMM, то при грамотном использовании этого маркетингового инструмента вы обязательно получите нужный результат!